«Дыхательные упражнения» При правильном выполнении они способствует концентрации внимания и успокаивают. При регулярном выполнении дыхательных упражнений улучшается кровообращение, так как усиливается газообмен и происходит увеличение объема легких. Дыхательные упражнения, кроме этого, совершенствуют ритмирование всего организма, формируют произвольность и самоконтроль. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно необходимо использовать образное представление, подключая визуальную и сенсорную системы, воздействуют на все три функциональных блока мозга.
«Стимулирующие упражнения» повышают энергетический потенциал. Все эти упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о себе, собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.
Сенсомоторные упражнения. Включают в себя упражнения на развитие тактильных, кинестетических и соматогностических процессов, упражнения на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела, растяжки, ползание.
Растяжки - система особых упражнений на растягивание, в основе которых - естественное движение. Эти упражнения способствуют устранению мышечных зажимов, дистоний и патологических мышечных установок; повышению уровня психической активности и оптимизации мышечного тонуса, а также развивают чувствование своего тела. Ползание развивает межполушарное взаимодействие, мышечный тонус закрепляет пространственные представления и вырабатывает координацию движений.
«Упражнения на развитие пространственных представлений» особенно важны, так как часто в основе симптомов дис - дис (дисграфии, дискалькулии) лежит дефицитарность именно пространственного фактора. Развитие пространственных представлений объединяет использование разнообразных систем ориентации в пространстве. Основной и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела. Главный шаг в нейрокоррекционной программе - маркировка правой руки ребенка с помощью цветной резинки. Эти маркеры должны быть постоянно на руке. Выработка направлений в пространстве относительно собственного тела служит следующей стадией формирования пространственных представлений. После формирования навыка ориентации в пространстве относительно себя необходимо приступать к ориентации других предметов относительно друг друга и себя относительно других предметов.
Рисование. Используются разные виды рисования: рисование одновременно двумя руками фломастерами и рисование одной – ведущей рукой - красками. Рисование двумя руками ориентировано, в первую очередь, на развитие межполушарного взаимодействия. Рисование красками, с одной стороны, развивает зрительный гнозис, пространственные представления, с другой, – требует максимального включения функции регуляции. Рисование всегда начинается с наиболее простых элементов, которые с каждым разом все усложняются и дополняются.
Упражнения на развитие фактора регуляции направлены на развитие произвольности и самоконтроля, а также на развитие способности к длительной концентрации внимания. Это упражнения, которые осуществляются по словесной инструкции и требуют соблюдения ребенком ряда правил. Эти упражнения в основе своей имеют следующий принцип: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Как правило, в этих играх поддерживается определенный эмоциональный настрой, создаются условия соревнования.
Коммуникативные упражнения. Безусловно, сама форма организации занятий (групповая) способствует взаимодействию детей друг с другом. В ходе этого взаимодействия возникают различные ситуации, требующие разрешения, и появляется возможность найти вместе с детьми адекватные способы решения коммуникативных трудностей, выработать эффективные модели общения. Также включаются ритуалы приветствия, прощания и специальные игры на взаимодействие, как правило, дополнительно нейропсихологически «нагруженные».
Релаксационные упражнения. Релаксация обычно используется в конце занятия с целью интеграции полученного опыта. Релаксация проводится с приглушенным светом под успокаивающую музыку. Релаксационные упражнения позволяют ребенку, с одной стороны, почувствовать собственный тонус, с другой стороны, влияют на развитие навыков саморегуляции